Сжигание предварительно не перемешанных компонентов горючей смеси (топлива и окислителя) представляет собой наиболее распространенный в технике способ организации топочного процесса. При интенсивном горении, протекающем при достаточно высокой температуре, скорость химических реакций настолько возрастает, что сколь-нибудь длительное существование смеси топлива и окислителя становится невозможным. Это означает, что в тех местах, где встречаются молекулы реагентов, возникает практически мгновенно интенсивная химическая реакция — горение. В этих условиях для интенсификации горения следует воздействовать на смешение, поскольку именно оно лимитирует скорость процесса в целом. Только при очень большой скорости подвода реагентов может наступить такой режим, при котором скорость реакции окажется меньше скорости диффузии и в зоне горения будет находиться некоторое количество несгоревшей смеси. Вследствие этого произойдет снижение температуры горения, что, в свою очередь, приведет к уменьшению скорости реакций, дальнейшему снижению температуры и т. д., вплоть до потухания.
В этой части книги рассмотрим предельный случай горения, при котором можно полагать скорость реакций бесконечно большой по сравнению со скоростью диффузии, концентрацию реагентов в зоне горения равной нулю, а саму зону — поверхностью фронта пламени. Такой вид горения неперемешанных газов принято называть диффузионным.
Диффузионное горение издавна привлекало к себе внимание исследователей. По-видимому, первым изучал его в связи с разработкой пламенных печей крупный инженер и ученый В. Е. Грум — Гржимайло [Л. 36]. Большую известность среди теплотехников получила в свое время работа Руммеля ІЛ. 116], посвященная изучению смешения газов в топочной камере. В этих и ряде других работ было высказано предположение о том, что стационарный фронт пламени устанавливается там, где при холодном (инертном) смешении компонентов образуется стехиометрическая смесь. Это допущение физически не строго, поскольку процесс горения оказывает заметное влияние на смешение газов. Оно, однако, может быть использовано в качестве первого приближения при ориентировочной оценке местоположения фронта горения.
Как было показано Я — Б. Зельдовичем [Л. 47], при горении. неперемешанных газов фронт пламени устанавливается в тех точках, где подходящие к фронту потоки реагентов находятся в стехиомет — рическом соотношении. Действительно, если в зону горения один из реагентов поступит в избытке, то через фронт пламени начнет проходить часть топлива или окислителя, не принявшая участие в реакции. Попав в область другого реагента, эта часть топлива (или окислителя), разогретая при прохождении фронта пламени, вступит в реакцию. Это приведет к уменьшению количества второго компонента, поступающего в зону горения, и перемещению фронта пламени до тех пор, пока потоки реагентов, подходящие с обеих сторон фронта, не окажутся в стехиометрическом соотношении.
На основе представлений об определяющей роли смешения при горении неперемешанных газов некоторые исследователи проводили теоретический анализ закономерностей развития ламинарного и турбулентного диффузионного факела. Простейшая модель горения неперемешанных газов была подробно рассмотрена в известной работе Бурке и Шумана [Л. 108], изучавших горение параллельных потоков топлива и окислителя, движущихся с одинаковыми скоростями. Полученные в предположении бесконечно большой скорости реакции зависимости, определяющие конфигурацию и длину факела, оказались в удовлетворительном качественном соответствии с опытом. Заметим, что основные результаты теории Бурке и Шумана могут быть с точностью до множителя получены из соображений размерности [Л. 21; 88] . Недостатком работы [Л. 108] является ограниченность ее в аэродинамическом смысле. Принятой постановке задачи отвечает течение, в котором отсутствует поперечный градиент скорости. Несмотря на это, проведенный авторами [Л. 108] анализ явления и сопйставление расчета с экспериментом позволили выявить ряд существенных особенностей диффузионного горения.
В аналогичной постановке задача о ламинарном горении неперемешанных газов рассматривалась другими исследователями [Л. 92]. Наиболее общий анализ горения неперемешанных газов выполнен Я. Б. Зельдовичем [Л. 47]. В этой работе сформулировано условие смешения потоков реагентов в стехиометрической пропорции при диффузионном горении, а также показано, что температура на фронте (без учета потерь) равна адиабатической температуре горения стехиометрической смеси. Это было подтверждено прямыми спектроскопическими измерениями [Л. 20].
При увеличении скорости истечения газа (числа Рейнольдса Re) происходит разрушение ламинарного пламени и образование развитого турбулентного. Характерной особенностью турбулентного факела является значительное расширение по сравнению с ламинарным пространственной области смешения и, соответственно, зоны, в которой протекает интенсивная химическая реакция. Это связано с тем, что интенсивность процессов переноса при турбулентном течении существенно превышает интенсивность молекулярного обмена. Важно, что при этом относительный размер зоны реакций остается достаточно малым. Переход от ламинарного горения к турбулентному совершается не скачком," а постепенно в некоторой области чисел Re, разделяющих оба предельных случая между собой.
Исследованию диффузионного факела в переходной области течения посвящены работы ряда авторов [Л. 20; 83; 92; 96]. Как показали исследования, в ламинарной области длина факела пропорциональна скорости истечения. В переходной области наблюдается нелинейная зависимость длины факела от скорости. При определенных значениях скорости потока длина факела достигает максимального значения. Дальнейшее увеличение скорости ведет к уменьшению длины факела. В области развитого турбулентного движения длина факела практически не зависит от скорости истечения газа (подробнее см. § 1-3).
В перечисленных работах содержатся также интересные данные по турбулизации и устойчивости диффузионных пламен в переходной области течения. В частности, заслуживает упоминания обнаруженный в работе [Л. 96] гистерезисный характер воспламенения и потухания диффузионного факела. Аналогичные результаты были получены в работе [Л. 11].
Одна из первых серьезных попыток построения теории турбулентного диффузионного факела принадлежит В. А. Швабу [Л. 93], который с позиций теории свободных струй впервые развил обіДую, в основном правильную схему процесса.
Для упрощения расчета В. А. Шваб исходит из предположения о подобии полей скорости, концентраций и температуры в факеле. Это было бы справедливо, если бы значения коэффициентов турбулентного переноса количества движения, тепла и вещества численно совпадали. В действительности численные значения характеристик турбулентного обмена (вязкости vT, температуропроводности ат и диффузии DT) различных субстанций неодинаковы. Поэтому в турбулентных потоках не наблюдается подобия динамических и температурных полей. Недостатком работы является неточное представление о характере изменения концентраций реагентов в поперечных сечениях факела. В. А. Шваб полагал, что значения концентраций реагентов в зоне горения конечны и на фронте пламени скачком падают к нулю. В действительности происходит плавное изменение концентраций в поперечных сечениях факела. При бесконечной скорости реакции значения концентраций окислителя
и топлива на фронте пламени равны нулю, а потоки реагентов, диффундирующих к фронту, находятся в стехиометрическом соотношении. Последнее и является условием, позврляющим определить местоположение фронта пламени.
В работе [Л. 33] содержится попытка аналитического расчета длины турбулентного диффузионного факела с учетом изменения молекулярного веса газа, а также изменения плотности его за счет подогрева в процессе горения. Полученное Хоттелем и другими [Л. 33] выражение для расчета длины факела удовлетворительно согласуется с экспериментом. Особый интерес представляет проведенное авторами этой работы экспериментальное исследование распределения концентраций в газовом факеле. Результаты этих
Опытов, показанные нарис. 1-1,а также данные других авторов [Л. 13] подтверждают основные предпосылки аэродинамической теории газового факела.
В работе [Л. 101 ] приводится оценка длины факела по одномерной модели, основанной на диффузионном механизме процесса. Интересно указание на возможность обобщения расчета газового факела на случай факельного горения тонкодиспергированной угольной пыли. Проведенные авторами эксперименты показали удовлетворительную сходимость расчета с опытами по газовому и пы — леугольному факелам.
Приближенное уравнение для определения длины и формы факела содержится также в работе Барона [Л. 106 ]. Следуя Райхардту [Л. 114], автор полагает, что в турбулентных струях поперечные конвективные потоки количества движения, вещества и энтальпии пропорциональны продольному градиенту соответствующих величин (плотности потока импульса рм2 и др.). Такое допущение позволяет привести уравнения движения, энергии и диффузии к виду уравнения нестационарной одномерной теплопроводности. В результате удается найти распределение концентраций в поле течения турбулентной струи. Считая, что местоположение фронта пламени определяется условием смешения окислителя и топлива в стехиометрическом соотношении, Барон [Л. 106] получил формулу для определения длины факела, идентичную формуле Хоттеля. Хотя конечные результаты, полученные Бароном, повторяют результаты работы [Л. 33], однако сама постановка задачи отличается большей строгостью.
С несколько иных позиций автор работы [Л. 59] также приходит к уравнениям типа уравнения теплопроводности, которые в дальнейшем используются для расчета турбулентного факела.
Подробный газодинамический расчет турбулентного газового •факела на основе теории турбулентных струй приведен в моногра
фии Г. Н. Абрамовича [J!., 1]. Метод расчета сводится кратко к следующему. Неизвестные профили скорости и концентраций в поперечных сечениях факела заменяются некоторыми аппроксимирующими кривыми, удовлетворяющими граничным условиям на ори и внешней границе факела. Ё, качестве таких аппроксимирующих кривых для расчета турбулентного факела используются кри — ‘ вые, определяемые известной формулой Шлихтинга [Л. 94] для следа за телом. 1
Основные характеристики факела — длина, форма, закономерности изменения скорости, концентрации, температуры по оси и другие — определяются с помощью интегральных соотношений. Автор справедливо указысает, что результаты такого приближенного расчета будут тем точнее, чем ближе аппроксимирующие функции соответствуют истинным профилям.
Наряду с попытками теоретического расчета в литературе приводится большое число эмпирических соотношений для определения длины турбулентного диффузионного факела [JT. 5; 53; 58; 97 и др. ]. Применение их, как правило, ограничено условиями эксперимента.
Из исследований, посвященных изучению сравнительно сложных в аэродинамическом Отношении турбулентных диффузионных факелов, упомянем работы : ГЛ. 67; 86 и др. ]. В первой из них с помощью теории подобия пблучено приближенное выражение для расчета длины факела, .развивающегося в ограниченном пространстве. Во второй рассмотрен практически интересный случай, когда топливо и окислитель подаются в ограниченное пространство в виде раздельных струй.’В основу анализа явления авторы этой работы положили физически не всегда обоснованные предположения (аналогичные сделанным в [Л. 14], упрощающие математическое решение задачи). . , ,
Кроме указанных в приведенном кратком обзоре основных исследований, в которых использованы методы, свойственные в той или иной степени аэродинамической теории факела, заслуживают упоминания работы, в которых развитие факела рассмотрено применительно к условиям протекания процесса горения в печах, камерах сгорания и др. [Л, 34; 48; 50; 56; 66 й др.].